Упражнение Уменьшающаяся газета
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.
Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.
Время: 10 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.
Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»
После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»
Упражнение Воздушные замки
Упражнение тренирует навыки совместной деятельности. Также оно обычно проходит в веселой и дружественной атмосфере, что позволяет использовать его в конце тренинга для того, чтобы эффективно и позитивно его завершать.
Необходимые материалы: пачка бумаги формата А4.
Время: 25 минут.
Описание. Участники делятся на мини-группы по 3-6 человек. В центре комнаты кладется пачка бумаги и озвучивается следующая инструкция: «Каждой команде необходимо за следующие 15 минут построить из этой бумаги башню. Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня должна быть выше одного метра в высоту. Побеждает команда, которая построит самую высокую башню».
Обсуждение. Если упражнение используется как завершающее тренинг командообразования, то обсуждение можно не проводить. Если упражнение используется для анализа навыков совместной деятельности, можно обсудить, что помогало, а что мешало всем работать в команде.
Упражнение Издание анекдотов
Упражнение помогает участникам скоординировать свои усилия, можно также использовать его как разогревающее упражнение перед началом тренинга.
Необходимые материалы: смешные истории, анекдоты или притчи, разрезанные на полоски, которые перемешаны и расположены по конвертам (по одной истории на конверт).
Время: 10 – 12 минут.
Размер группы: 4 – 20 человек.
Описание. Участники разбиваются на подгруппы размером от 4 до 8 человек, каждая группа получает один конверт.
Подгруппы получают следующую инструкцию: «Ваша команда – это семья, которая унаследовала от дальнего родственника издательство, специализирующееся на книгах со смешными историями. Единственная проблема – родственник был очень рассеян и все истории перепутаны. Задача вашей команды – привести текст в порядок».
Вопросы для обсуждения.
1. Как команда справилась с заданием?
2. Что было сложно?
3. Почему победители победили?
Варианты.
1. Можно не делиться на команды, группа получает на всех один конверт, в котором полоски с кусочками анекдотов перемешаны. Каждый участник получает одну полоску и должен найти участников с отрывками того же анекдота и собрать анекдот вместе с ними.
2. Можно увязать материал в конвертах с темой тренинга. Например, предложить им собрать истории о продажах или методы работы с возражениями. На корпоративной вечеринке можно таким образом собрать поздравления или пожелания.
Упражнение Фрукты
Упражнение помогает встряхнуть группу после перерыва или во время изучения теоретического материала.
Время: 5-10 минут.
Размер группы: 6-20 человек.
Описание. Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».
После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «бананам» – и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.
Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.
Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.
Упражнение Охота
Цели и возможности применения. Упражнение помогает группе встряхнуться и подвигаться после перерыва или обеда.
Необходимые материалы. Подушка или большая мягкая игрушка. Упражнение проводится в достаточно просторном помещении или на улице.
Время: 5 минут.
Размер группы: любой.
Описание. Выбирается ведущий, которому вручается подушка. После этого тренер (не ведущий) объявляет «охоту» или «отбой». Если тренер говорит «отбой», участники спокойно ходят по всей территории, где проводится тренинг, поодиночке. Если тренер говорит «охота», ведущий должен осалить подушкой любого участника. Единственное условие – нельзя салить участников, обнявших друг друга.
Обсуждение. Не требуется.
Упражнения по управлению групповой динамикой
В этой статье 2 упражнения, которое позволят вам, как тренеру управлять группой динамикой и сделать ваш тренинг активным и запоминающимся.
1. Извержение вулкана.
Упражнение активизирует группу, уставшую от изучения теоретического материала.
Время: 5 минут.
Размер группы: любой.
Описание. Тренер делит всю группу на две половины, одна из которых становится «жерлом вулкана», а другая – «лавой».
«Лава» должна плотно встать плечом к плечу, а «жерло» формирует круг вокруг «лавы», взявшись за руки либо положив руки на плечи друг другу.
После этого «лава» должна выравниваться из «жерла вулкана», а «жерло» должно ее сдерживать.
2. Босс сказал.
Упражнение активизирует группу, поэтому хорошо использовать его после перерыва или когда группа уже немножко устала, например к концу дня.
Время: 5 минут.
Размер группы: любой.
Описание. Вся группа стоит в кругу. Тренер говорит, что будет давать группе простые инструкции, выполнять которые нужно только в том случае, если перед инструкцией тренер произнесет «Босс сказал».
Тренер показывает движение и просит группу повторить его (например: «Хлопай в ладоши!», «Подпрыгни!», «Топай ногой!, «Тяни!», «Толкай!»), группа повторяет только в том случае, если тренер произнес «Босс сказал» (например: «Босс сказал: «Хлопай в ладоши!»). Первый, кто ошибается, показывает следующее движение.
Упражнение Групповое гудение
Упражнение помогает управлять активностью группы. При этом можно использовать его как для того, чтобы разогреть пассивную группу, так и для того чтобы успокоить чрезмерно активную.
Время: 5 минут.
Размер группы: любой.
Описание. Вся группа стоит в общем кругу. Тренер просит группу начать тихое гудение. После того как все загудели, тренер спрашивает группу, может ли она гудеть громче.
Тренер просит группу гудеть громче, либо тише и еще тише. Можно попросить группу варьировать громкость в зависимости от положения руки тренера – гудеть громче, если рука подымается вверх, и тише, если она опускается вниз.
В конце тренер либо опускает руки до пола, и гудение становится почти неслышным (в этом варианте упражнение работает на то, чтобы утихомирить участников), либо, если нужно их взбодрить, поднимает руки вверх настолько насколько позволяет рост, и гудение становится максимально громким.
Обсуждение. Не требуется.
Разминка «Почему люк круглый?»
Цели
Подчеркнуть важность механизмов эффективного использования новаторства
Необходимое время
5 минут.
Необходимые материалы
Приз для находчивого участника.
Мини-лекция
Как говорил Джон Скалли, «новаторские идеи никогда не поступают по каналам бюрократии и иерархии. Они всегда идут от конкретных людей».Вклад сотрудников заметен, когда есть механизмы и благоприятная среда для потока идей снизу вверх.
Для иллюстрации важности поощрения творческой активности тому, кто первым ответит на следующую загадку, будет вручен приз.
«Почему люки канализационных колодцев круглые?»
Процедура
1. Задайте вопрос и предоставьте несколько минут на его обдумывание. Ответ сводится к тому, что крышка любой иной формы может провалиться в люк.
2. Если кто-либо даст ответ, вручите ему приз. Если нет, сами дайте разъяснение. Все это должно использоваться как повод к дискуссии о том, каким образом надо обеспечить эффективное использование предложений новаторов.
Вопросы для обсуждения
1. Какие программы поощрения новаторства существуют на вашей работе?
2. Как их можно улучшить, чтобы идеи сотрудников не пропадали без применения?
3. Не приходилось ли вам изучать опыт работы с новаторами в других организациях?
4. Если микрочипы удваивают свою мощность каждые полтора года. то что можно сказать о росте продуктивности людей, как интеллектуальной, так и непосредственно производственной?
Разминка «Выберите фигуру»
Краткий обзор
Это быстрое упражнение, чтобы рассмешить участников.
Необходимое время
5 минут.
Размер группы
Без ограничений.
Необходимые материалы
Диаграмма на диапозитиве или бумажном листе.
Процедура
1. В порядке вступления скажите участникам, что их попросят выбрать «близкую себе» одну из четырех геометрических фигур, которые будут показаны.
2. Покажите через проектор подготовленный диапозитив и дайте участникам одну минуту подумать над тем, какая фигура им ближе всего.
3. Когда каждый выбрал фигуру, начните с вопроса: «Чья фигура треугольник?» Когда люди поднимут руки, скажите им, что ровное основание треугольника говорит о присущей им стабильности. Затем спросите тех, кто выбрал квадрат. Скажите им, что они люди основательные и ровные. Попросите поднять руки тех, кто отдал предпочтение «Z». Скажите им, что, как правило, они хорошие лидеры. Наконец, попросите поднять руки тех, кто предпочел круг. Скажите, что они «озабочены» сексом и вином.
4. Когда утихнет смех, переходите к текущей теме.
Вариант
Можно использовать другие определения для геометрических фигур.
Выберите фигуру
Разминка «Сложи газету»
Краткий обзор
Это быстрое командное соревновательное упражнение.
Необходимое время
10-20 минут.
Размер группы
Без ограничений, но с разделением на подгруппы в составе 6-8 участников.
Необходимые материалы
По газете или журналу для каждой группы (все с одинаковым числом страниц) и небольшой приз для группы-победителя.
Процедура
1. Скажите участникам, что им необходимо разделиться на группы по 6 человек.
2. Когда будут сформированы команды, вручите каждой газету или журнал с полностью перемешанными страницами и вынутыми скалывающими скобками.
3. Задача команды – собрать все листы издания в правильном порядке. Победителем считается тот, кто сделает это первым.
Вопросы для обсуждения
1. Выявился ли лидер в каждой команде?
2. Был ли лидер избран или он или она просто взяли на себя руководство?
3. Был ли это эффективный лидер?
4. Насколько нравилась самому лидеру эта роль?
5. Как относились другие участники к роли лидера?
Варианты
1. Можете отрезать нумерацию страниц издания. В этом случае необходимо дать больше времени на выполнение задания.
2. Вместо газеты можно использовать более обширный документ организации.
Разминка «Насколько Вы наблюдательны»
Цели
Показать, что люди часто ненаблюдательны в бытовой обстановке.
Необходимое время
5 минут.
Необходимые материалы
Наручные часы с циферблатом.
Процедура
Попросите кого-либо в составе группы дать вам на время наручные часы. Это должны быть часы с циферблатом. Получив часы, скажите его владельцу, что хотите проверить его наблюдательность.
Пусть представит, что он потерял часы, а вы их нашли. Прежде чем их вернуть, вы хотите удостовериться, что часы опознаны . Вот некоторые типовые вопросы:
«Какая марка часов?», «Какого цвета циферблат?», «Что-нибудь еще написано на циферблате?»; «Какие цифры – римские или арабские?», «Все 12?», «Есть ли на них дата или день недели?», «Секундная стрелка?» и т.д.
Если группа явно реагирует на попытки добровольца ответить на вопросы, легче будет довести до нее необходимый вывод: подчеркнуть, что большинство людей не могут полностью и точно описать собственные часы, хотя они смотрят на их циферблат десятки раз в день.
Вопросы для обсуждения:
1. Кто еще, кроме меня, ‘провалился’ на тесте?
2. Почему мы недостаточно наблюдательны (давление временного фактора, недостаточная заинтересованность, восприятие всего как данности и т. п.)?
3. Вам приходилось сталкиваться со случаями, когда люди упускали из вида самые обычные вещи, и это приводило к проблемам?
Разминка «Пять легких вопросов»
Цели
Показать предсказуемость определенного поведения людей.
Необходимое время
5 минут
Необходимые материалы
Никаких, если только не понадобится демонстрационный слайд вопросов и ответов.
Процедура
Предложите участникам взять в руки лист бумаги и карандаш. Скажите им, что просите быстро ответить на пять вопросов. Важна именно первая реакция. Затем быстро задайте вопросы:
1. Каков ваш любимый цвет?
2. Назовите предмет мебели.
3. Назовите цветок.
4. Выберите цифру от 1 до 4.
5. Назовите животное в зоопарке.
Затем продемонстрируйте следующие ответы: красный, стул, роза,3, лев.
Вопросы для обсуждения
1. Как много было совпадающих с этими «правильных» ответов? (Попросите поднять руки. Вы удивитесь, как много будет совпадающих ответов).
2. О чем это вам говорит?.(Иногда поведение, отношение и реакции людей предсказуемы. Только надо быть внимательным наблюдателем, как в «Игре в детектива» и/или статистиком.)
Разминка «Сложите ваши руки»
Краткий обзор
Это упражнение служит показу, как люди сопротивляются переменам и как кажутся им неудобными самые простые изменения.
Необходимое время
5-10 минут.
Размер группы
Без ограничений.
Необходимые материалы
Не требуются.
Процедура
1. Попросите участников встать и вытянуть руки прямо перед собой. Затем попросите их скрестить руки.
2. Предложите обратить внимание на то, какая рука оказалась сверху.
3. Теперь попросите их скрестить руки так, чтобы другая рука оказалась сверху.
4. Попросите участников, чтобы каждый сказал ближайшему соседу, что он чувствовал, когда пришлось менять положение рук и наоборот.
5. Вслед за этим вы можете перейти к дискуссии о переменах, о том как нам может казаться неудобной перемена и о сопротивлении переменам.
Вопросы для обсуждения
1. Чувствовали ли люди себя удобно, когда пришлось менять положение рук?
2. Как много людей чувствовали себя некомфортно?
3. Как много людей не могли это сделать?
Разминка «Бобы»
Краткий обзор
В ходе этого упражнения участники убеждаются, что идентичные объекты могут выглядеть как разные по размеру.
Необходимое время
2-5 минут.
Размер группы
До 25 человек.
Необходимые материалы
2 вырезанных из бумаги силуэта
Процедура
1. Спросите, есть ли в группе кто-то, способный точно определить размеры предметов.
2. Следует поднять по одному в каждой руке вырезанные силуэты и держать так, чтобы их видела вся группа. Силуэты надо держать в одной плоскости лицом к группе на расстоянии 30 см друг от друга.
3. Попросите группу сказать, какой силуэт больше.
4. После этого переложите силуэты, каждый в другую руку, и снова спросите какой из них больше. На этот раз не ожидайте, что откликнутся очень многие.
5. Затем передайте силуэты участниками, чтобы они изучили их и обсудили.
Вопросы для обсуждения
1. Почему они выглядят разными по размеру?
2. Имела ли место какая-либо манипуляция?
3. Видят ли все, что их восприятие не всегда правильно?
Вариант
Можете попросить 2 добровольцев держать силуэты. После того, как вы зададите группе первый вопрос, предложите добровольцам поменяться местами, не выпуская силуэтов из рук.
Силуэты
Так же, как изображено внутри этого силуэта, нужно держать в руках вырезанные из твердой бумаги силуэты.
Разминка «Как Вас зовут?»
Краткий обзор
Это простая забава, дающая возможность группе и ведущему запомнить имена всех участников.
Необходимое время
15-20 минут.
Размеры группы
8-20 участников.
Необходимые материалы
Не требуются.
Процедура
1. Скажите членам группы, что в конце упражнения они должны будут помнить имена всех других участников. Если используются именные таблички, попросите перевернуть их обратной стороной.
2. Сообщите группе, что каждый должен представиться по имени и сказать что-нибудь необычное о себе. Например: «Меня зовут Джек и у меня есть розовый сад».
3. Затем скажите группе, что следующий участник должен повторить имя предшествующего человека и его необычную особенность. После этого он называет свое имя и что-то необычное о себе.
4. Остальные участники должны повторить эту же процедуру, вспоминая имена и особенности всех других от первого до предшествующего.
Вопросы для обсуждения
1. Может ли каждый участник вспомнить имена всех остальных?
2. В повседневной жизни мы сталкиваемся с проблемой запоминания имен. Можно использовать этот прием, но может быть следует самим попробовать придумать что-нибудь нестандартное.
Варианты
1. Лучше вам самому быть первым. Тогда группа увидит, о чем идет речь.
2. Можете стать и последним, чтобы гарантированно обеспечить мотивацию группы в запоминании имен.
3. В более крупных группах можно использовать именные таблички. Участник должен прикрывать ее рукой и показать лишь в том случае, если другому будет трудно вспомнить его имя.
Разминка «Биржа лимонов»
Необходимое время
20-30 минут.
Необходимые материалы
Достаточное количество лимонов.
Процедура
1. Принесите достаточное число лимонов (либо любых других фруктов). Раздайте по одному каждому члену группы. Поручите участникам внимательно изучить свои лимоны – покатать их, и помять, и погладить, и разглядеть и т.п. Попросите их хорошо познакомиться со своими лимонами – это послужит поводом для смеха. Скажите, чтобы они подобрали им имя. Посоветуйте участникам запомнить в уме особенности своего лимона.
2. Соберите лимоны и смешайте их на глазах присутствующих
3. Выложите все лимоны на стол и попросите всех подойти и выбрать свой первоначальный лимон. Если возникнут споры, помогите их участникам разрешить разногласия или попросту зафиксируйте факт несогласия и в дальнейшем используйте это как материал для обсуждения. (В малых группах до 25 человек подавляющее большинство успешно опознает свои лимоны).
Вопросы для обсуждения
1. Как много участников уверены, что они нашли свой первоначальный лимон? Как вы можете знать?
2. Каковы параллели между распознаванием в множестве лимонов и в множестве людей? Какова разница?
3. Почему мы не можем узнать людей так быстро, как узнали лимоны? Какую роль играет кожа (людей и лимонов).
4. Какие принципы человеческого поведения иллюстрирует это упражнение?
Разминка «Упражнение на внимание»
Необходимое время
5-10 минут.
Необходимые материалы
Любая газетная заметка, содержащая несколько фактов.
Процедура
Вырежьте газетную или журнальную заметку длиной примерно два или три абзаца. Абсолютно без всякого вступления скажите группе мимоходом: «Кое-кто из вас, вероятно, на днях видел эту заметку в газете» и прочитайте два-три абзаца. Закончив чтение, вы заметите скучные или незаинтересованные лица. Выньте из кармана однодолларовую купюру и скажите: «Хорошо, я задам вам несколько вопросов по этой истории. Кто правильно ответит на них, тот выиграет этот доллар». Зачитайте восемь-десять подготовленных вопросов (имена, даты, места и т. п .) Скорее всего никто не сможет правильно ответить на все вопросы.
Вопросы для обсуждения
1. Вы все слышали эту историю, однако мало кто запомнил ее более-менее полно. Почему? (Отсутствие интереса, цели, объявленного заранее вознаграждения).
2. Почему мы невнимательны? Насколько это типично? Что можно сделать, чтобы улучшить нашу способность внимательно слушать? (Список общих рекомендаций прилагается).
3. Если бы с самого начала было объявлено о денежной награде, стали ли бы вы слушать более внимательно?
Почему? Как можно добиться большего внимания (без денежных призов)?
НАУЧИСЬ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАТЬ
1. Найди область интереса.
2. Суди по содержанию, а не по исполнению.
3. Отсрочь оценку.
4. Старайся уловить идею.
5. Будь гибок.
6. Активно слушай – трудись.
7. Не поддавайся отвлекающим моментам.
8. Упражняй ум
9. Держи ум открытым
10. Используй скорость мысли
Разминка «Представление с помощью ассоциаций»
Необходимое время
Зависит от размера группы.
Необходимый материал
Не нужен.
Процедура
Скажите участникам, что они должны представить себя группе, встав, назвав себя, и связать свое имя с каким-нибудь предметом, который они взяли бы на пикник (или куда-нибудь еще). Примеры:
«Меня зовут Пол, и я возьму стол».
«Меня зовут Глеб, и я возьму хлеб».
«Меня зовут Ксюша, и я возьму груши».
Варианты
Вы можете попросить каждого члена группы выбрать личные характеристики, которые помогут Вам узнать их, сделайте это с помощью рифмы и аллитерации, например:
«Я Стас, и я люблю квас».
«Я Антон, у меня есть телефон».
Вопросы для обсуждения
Как ассоциации могут помочь обучающимся выучить (запомнить) наиболее важные элементы программы тренинга? (Общий ответ: предоставить им старые концепции, которые они смогли бы соотнести с новыми; стимулировать обучающихся, чтобы они определили свои собственные ассоциации для новых идей.)
Разминка «Лица»
Краткий обзор
Это упражнение можно использовать в начале и в конце тренинга, чтобы определить, как чувствуют себя участники.
Необходимое время
20-30 минут в начале тренинга и 20-30 минут в конце тренинга. Это время можно изменить в зависимости от продолжительности тренинга и выявленных чувств.
Размер группы
Неограничен.
Необходимый материал
Копия листа «Как Вы себя чувствуете сегодня?» и ручка для каждого участника.
Процедура
1. После приветствия участников, выдайте ручки и копии листа «Как Вы себя чувствуете сегодня?» и попросите, чтобы они указали, как себя чувствуют сейчас.
2. Когда они закончат, попросите, чтобы каждый участник показал свои ответы группе. Это позволит Вам и группе избавиться от всех отрицательных эмоций и чувств, а не держать их в себе. Далее программа тренинга начинается с обсуждения.
3. В конце программы, снова выдайте ручки и копии листа «Как Вы себя чувствуете сегодня?». Попросите, чтобы участники указали свои чувства.
4. Затем кратко расскажите об эмоциях и чувствах, указанных участниками.
1. Мешают ли эти чувства обучению?
2. Стремимся ли мы обычно скрывать свои эмоции?
3. Боялся ли кто-нибудь того, что об их чувствах узнают другие?
1. Для более длительных сеансов тренинга упражнение можно проводить несколько раз.
Вопросы для обсуждения
1. Мешают ли эти чувства обучению?
2. Стремимся ли мы обычно скрывать свои эмоции?
3. Боялся ли кто-нибудь того, что об их чувствах узнают другие?
Варианты
1. Для более длительных сеансов тренинга упражнение можно проводить несколько раз.
Разминка «Обмен долларами / обмен идеями»
Процедура
Попросите у одного из членов группы в долг доллар. Положите его в одну руку, попросив второй доллар в долг у другого обучающегося. Затем аккуратно верните первому заемщику второй доллар, а второму заемщику – первый доллар. Затем задайте риторический вопрос: «Кто-нибудь стал из вас сейчас богаче, чем вы были раньше?» (конечно, никто не стал). Затем покажите группе путем противопоставления, что при обмене идеями у них появляются 2 идеи, т.е. их опыт обогащается.
Варианты
Выдайте каждому участнику 1 (или больше) купюр игровых денег. Сначала пусть они обменяются деньгами, чтобы ощутить то, что богаче они не стали. Затем пусть каждый запишет свою идею на игровой купюре и поменяется банкнотами, или положит их на видное место, где бы участники обнаружили их в свободное время (во время кофе-пауз).
Вопросы для обсуждения
1. Какие факторы не дают нам возможности делиться полезными идеями и взглядами с другими?
2. Что заставляет нас делиться своими идеями с другими на семинарах-тренингах?
Необходимый материал
Для второй процедуры требуются игровые деньги.
Необходимое время
Около 5-10 минут.
Разминка «Упражнение по мотивации»
Необходимое время
10 минут.
Необходимые материалы
Несколько однодолларовых купюр, спрятанных (прикрепленных липкой лентой) с обратной стороны сидений кресел.
Процедура
Поскольку понятие мотивации часто становится предметом кривотолков, подчеркните, что словари определяют мотивацию как нечто «внутри, а не вне человека побуждающее или подталкивающее его к действию». В порядке иллюстрации попросите группу: «Пожалуйста, поднимите правую руку!» Выждав мгновение, поблагодарите группу и спросите: «Почему вы сделали это?» Вам ответят: «Потому что вы попросили об этом», «Потому что вы сказали «пожалуйста»» и т. п.
После 3-4 дальнейших ответов скажите: «Хорошо, теперь, пожалуйста, все встаньте и поднимите кресла». Скорее всего, это не возымеет действия. Продолжите: «Если я скажу, что в комнате под креслами спрятаны долларовые купюры, это даст вам мотивацию встать и поднять кресла?» Большинство не двинутся и в этом случае. Тогда скажите: «Хорошо, позвольте сказать вам, что под некоторыми креслами действительно есть долларовые купюры». (Как правило, два или три участника поднимутся и вскоре вслед за ними встанут почти все). Когда будут обнаружены купюры, подскажите: «Здесь одна и там, впереди еще одна» и т.д.
Вопросы для обсуждения
1.Почему во второй раз потребовалось больше усилий, чтобы «мотивировать» вас?
2.Мотивировали ли вас деньги? (Подчеркните, что деньги часто не являются источником мотивации).
3.Каков единственный реальный путь создать мотивацию? (Согласитесь, если получите ответ по существу, но подчеркните, что единственный путь заставить человека сделать что-либо это добиться, чтобы он сам захотел это сделать).
Разминка «Черепаха, Заяц или Жеребец»
Краткий обзор
Это упражнение можно использовать для представления. Оно может изменяться в зависимости от стадии обучения.
Необходимое время
10 минут.
Размер группы
До 16 человек.
Необходимый материал
3 знака «Черепаха», «Заяц» и «Жеребец».
Процедура
1. Начать сеанс, проверив, все ли помнят историю о черепахе и зайце.
2. Представить упражнение как разрядку. Скажите участникам, чтобы они внимательно прослушали описания черепахи, зайца и лошади. Затем прочтите эти описания.
3. Поместите 3 знака на стену и попросите, чтобы участники подошли к тому знаку, который характеризует их лучше всего.
4. После того, как все участники определились, скажите им представить себя другим членам группы и объяснить, почему они сделали тот или иной выбор.
Вопросы для обсуждения
Всегда ли люди относятся к одной и той же категории или они изменяются в зависимости от окружения и ситуации?
Варианты
1. Участников можно попросить составить список положительных и отрицательных черт для каждой из категорий.
2. Во время представления участников можно попросить, чтобы они записали свои характеристики на флипчарт.
Описания
Черепаха
Предпочитает двигаться вперед медленно и устойчиво.
Не торопится.
Черпает силы, пряча голову.
Имеет сильный защитный панцирь.
Не идет на излишний риск.
Предпочитает размеренную жизнь без потрясений.
Устанавливает собственный темп, выполняет только одно дело в один момент времени.
Заяц
Передвигается быстрыми прыжками.
Хорошо работает под давлением.
Черпает силы в поиске и постоянно бросает вызов.
Хрупкий, проворный и удачливый.
Идет на риск и приключения.
Легко загорается и легко отвлекается.
Всегда выполняет несколько дел одновременно.
Жеребец
Экономия и грация движений.
Изменяет темп в зависимости от ситуации.
Находит энергию в высоком полете.
Всегда контролирует себя.
Проявляет себя в соревновании и вызове.
Ставит четкие цели для определения достигнутого успеха.
Всегда есть незаконченные дела.
Буги-вуги
Время. Разминку желательно проводить после обеда, во второй и третий дни тренинга, также разминка хорошо воспринимается после второй кофе-паузы, когда участники уже устали, но им предстоит много работы. Не рекомендуется проводить эту разминку в первой половине первого дня тренинга, чтобы не вызвать у участников обратного эффекта. Время проведения – 15 минут.
Инструкция. «Предлагаю вам отдохнуть и размяться. Для этого встаньте в круг. Скажем слова, сопровождая их соответствующими движениями
Руку правую вперед, а потом ее назад (правую руку вытягиваем вперед и назад);
а потом ее вперед и немножко потрясем (правую руку вытягиваем вперед и трясем);
мы танцуем буги-вуги – наворачиваем круги (поворачиваемся вокруг своей оси);
и ладоши хлопаем вот так (2 хлопка)».
Процедура проведения.
1. Тренер предлагает группе собраться в круг.
2. Озвучивает инструкцию, проговаривая слова речитативом.
3. Далее проговаривает слова вместе с группой.
4. Поет слова вместе с группой.
5. В каждом следующем куплете добавляются части тела, например, левая рука, правая нога, левая нога.
Мостик к бизнес-теме. «Часто на предприятии существует формальный порядок – как в нашей разминке. Вроде бы все движения координируются, и все отделы работают нормально, и при этом предприятие то лихорадит, когда срывается поставка важному клиенту, то немножко трясет, потому что руководители отделов не согласовали между собой график отгрузки».
Подводные камни. Участники взрослых групп, в отличие от детских, плохо запоминают слова, поэтому запишите инструкцию на доске
Весенний дождь
Время. 10 минут.
Материалы. Не требуются.
Инструкция. Тренер спрашивает группу: «Кто родился зимой, поднимите, пожалуйста, руку. А теперь те, кто родился весной. Кто родился осенью… Кто родился летом… Так-так. Те, кто родился… (называет два сезона), смотрят на мою левую руку. Она отвечает за вашу работу. Вы – команда номер один. Те, кто родился… (называет другие два сезона), смотрят на мою правую руку. Вы – команда номер два.
Первая команда делает так (хлопает по коленям). Попробуйте. А теперь смотрите на мою левую руку (тренер держит согнутую руку на уровне плеча) – это означает, что хлопаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой), хлопки становятся громче, сильней. Попробуем.
Вторая команда делает так (стучит каблуками по полу). Попробуем. А теперь смотрите на мою правую руку (тренер держит согнутую руку на уровне плеча) – это означает, что топаем тихо. Когда я поднимаю руку (поднимает над головой), топаем громко. Попробуем.
Итак, давайте попробуем все вместе.
Начинает накрапывать дождь… Первые капли гулко ударяют по асфальту… По траве… Дождик начинает усиливаться… Еще, еще, превращается в ливень… И вдруг стихает… Тише… Тише… И снова усиливается…»
Тренер продолжает свой монолог, следя за групповой динамикой и давая возможность группе насладиться звуками весеннего дождя.
Процедура проведения. Группа сидит на стульях. Участникам в процессе образования групп не обязательно перемещаться. Они могут оставаться на своих местах.
На первом этапе объединяем участников, родившихся зимой / весной / летом / осенью в две группы, так, чтобы было приблизительно равное число участников в каждой подгруппе.
После этого тренер дает инструкцию, что нужно делать каждой команде: изображаем дождь хлопками по коленям (первая группа) и топаньем по полу (вторая группа).
Ядро разминки составляет картинка весеннего дождя, рисуемая тренером. Тренер управляет группами с помощью рук.
У рук есть три положения:
1. рука внизу, висит вдоль тела – отсутствие звучания соответствующей группы (левая рука отвечает за одну подгруппу, правая – за другую);
2. ладонь на уровне плеча – средняя интенсивность звучания;
3. рука поднята над головой – максимальная интенсивность звучания.
Мостик к бизнес-теме. Эта разминка несет большой заряд положительной энергии. Тренер перекидывает мостик, например, так: «Этот дождь нас обновил, смыл усталость. И теперь мы входим в новый сезон – сезон удачи».
Подводные камни. Тренеру важно самому быть скоординированным, обязательно потренироваться предварительно, чтобы не путаться «в руках». Кроме того, нужно потренировать историю дождя, которую тренер собирается доносить до группы. Импровизировать по ходу проведения приходится в высоком темпе, и это создает дополнительные риски.
Хорошо подготовленный тренер получит замечательный результат, создав в группе приподнятое настроение и готовность работать дальше
Грузим баржу
Время. 10 минут.
Материалы. Мяч.
Инструкция. «Представьте себе, что в центре нашего круга находится баржа. А мы с вами собираемся на ней в необычный поход. Перед отплытием баржи мы ее грузим, чтобы приготовить к путешествию. Что можно грузить на баржу? Все, что угодно, даже ненужные в походе вещи, даже такие абстрактные понятия, как революция или клаустрофобия. Одно условие при погрузке – каждый участник называет три слова, начинающиеся на одну букву. Например, кот, кошелек, катамаран.
Тот, кто держит мяч, грузит баржу, называя три слова на одну любую букву, и бросает мяч любому игроку. Мяч – это передача хода. Тот, кто ловит мяч, продолжает загрузку баржи.
Важно не повторяться в словах. Поэтому будьте внимательны к тому, что мы грузим. Кто затрудняется с погрузкой и делает паузу либо тот, кто грузит то, что уже погрузили (повторяется), – выбывает из игры. Посмотрим на наших победителей – самых быстрых и самых внимательных! Кто они? Итак, начали: караван, кофейник, кашалот».
Процедура проведения. Упражнение проводится сидя или стоя в кругу. Тренердержит в руках тренерский мяч и говорит инструкцию. Затем тренер первым начинает погрузку баржи, после чего кидает мяч любому из игроков.
Мостик на бизнес-темы. «Порой ситуация бизнеса требует от нас оперативного реагирования на внезапные изменения ситуации. Наша готовность к творческим действиям зависит от состояния нашей внутренней мобилизации. Быстрее в устойчивое состояние внутренней мобилизации могут входить наши победители в игре. Давайте им поаплодируем!»
Подводные камни. Упражнение позволяет увеличить скорость мысли у участников, способствовать возникновению у них состояния внутренней мобилизации. Но у немотивированной на обучение, вялой группы это упражнение может вызвать ситуацию активного торможении, им будет трудно вспоминать слова. В этом случае стоит обратить их внимание на то, что не всегда мы можем мобилизоваться в ситуации, что это зависит от многих факторов, включая нашу мотивацию на решение задачи. После этого имеет смысл перейти к другой разминке класса А, больше связанной с действиями, движениями.
Упражнение «В детстве я хотел быть…»
Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения.
Время проведения: 15-30 мин.
Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.
Игра «Поступь профессионала»
Количество игроков: от 6-8 до 15-20 человек.
Дополнительно: бумага, ручки.
Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.
Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участников игры.
Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы попробуем изобразить те или иные профессии с помощи походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т.п. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в своих листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась его походка. Известно ведь, что по походке можно иногда узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом балета, военным или бухгалтером и т.д.». Ведущий записывает в своем листочке, какой номер какую именно профессию хотел представить своей походкой. Далее ведущий быстро собирает у игроков их листочки с записями и перемешивает их.
При подведении итогов ведущий берет первый листочек и зачитывает профессию напротив первого номера, затем берет второй листочек и также зачитывает профессию напротив первого номера и т.д. После этого он говорит, какую же профессию хотел представить своей походкой сам игрок. Делается это для того, чтобы сравнить задуманную игроком профессию и то, что из этого получилось. Далее он переходит ко второму номеру и т.д.